Previous Entry | Next Entry

Пантеон нацдема, ч.1

Для столь молодого и относительно нового дискурса для России как национал-демократия, важно создать не только чисто программные принципы, но и свою эстетическую платформу, основанную на определенном наборе гуманитарных образов, сосредоточенных преимущественно в сфере искусства – кино, литература, музыка и т.п.
Такую попытку уже сделал в своем замечательном посте Томилин88. Попробуем углубиться в тему.

Необходима также историческая база, но здесь значительный вклад в переоценку
отечественной истории уже сделан Алексеем Широпаевым в ряде своих работ. Вместе с тем, думается, не раз нам придется обращаться к наследию не только Великого Новгорода, Разина и Махно, но и декабристов, возможно эсеров, а также Февраля 17-го года.

Широта национал-демократического в сфере искусства поражает воображение. Отголоски подобных взглядов можно найти в самых различных примерах. В общем-то, палитра нацдема прослеживается в том, что называется контр-культурой. Дискурсу близка революционная, протестная и бунтарская эстетика, он изначально позиционирует себя как модернистский и футуристический.

Если тоталитарные идеологии во главу угла ставят дух коллективизма, то национал-демократия подразумевает, что нация концентрируется из свободных независимых личностей. Таким образом, понятия Нация и Свобода идут рядом, и трудно сказать какая из них доминирует. Скорее они сосуществуют в гармонии.
Симпатии нацдема не могут не концентрироваться вокруг ярких персонажей Героев,
иногда одиночек, противостоящих Государственной машине, «коллективу» в коммунистическом смысле, схоластикам, клерикалам, мракобесам и прочим посредственностям. Герой не может выступать на стороне компрадорских, мещанских и утилитарных ценностей, эгалитаризма – социализма, транснациональных корпораций, оголтелого ультралиберального капитализма.
Вместе с тем, национал-демократия претендует на дендизм, стильность, вкус, некий аристократизм (внутренний, прежде всего), привередливость и избирательность в образах. Все должно быть, по возможности, красиво.
С другой стороны, не являясь сословным течением, нацдем значительно расширяет свой кругозор за счет симпатий к пафосу народно-освободительных лидеров и движений (Разин, Антонов, Махно), а также их прообразов в искусстве.

В центре доктрины главенствует принцип «оседлать тигра» - необходимо вопреки обстоятельствам идти наперекор действительности, трудностям, шлифовать «волю к власти». «Быть, не как все».
В тоже время, нацдемовский герой – не обязательно мрачноватый байроновский чайлд-гарольд на берегу бушующего океана. Ему не чужды радости жизни и даже некий гедонизм. Он, безусловно, идеалист и в чем-то романтик, но отнюдь не бука и угрюмый затворник. Цацдем тесно соприкасается с постмодернизмом, он подчеркнуто современен. В этом его отличие от большинства оппозиционных доктрин, как правило, ищущих эстетическую основу в прошлом.

Облик Героя, стараются примерить на себя любые идеологии, что неудивительно – пропаганда преимущества колхозов перед частными хозяйствами всегда будет звучать неубедительно - кому нужна эта скукота? Так и появляются ленты навроде знаменитого советского блокбастера «Коммунист» (где упыри-кулаки долго не могут убить пламенного коммуниста, актера Урбанского) или голливудские сериалы про Бетмена и Супермена, где упомянутые клоуны борются за интересы американских олигархов-буржуинов.

В конечном итоге все остается делом вкуса, так что не удивлюсь, если многие найдут в вышеназванных размышлениях массу субъективного. Тем не менее, представлю собственную версию «национал-демократического» в сфере прекрасного. Начнем с литературы

Поскольку мы ведем речь, прежде всего, о русской национал-демократии, то я не буду затрагивать западную прозу и поэзию (может быть это сделает кто-нить другой), а задамся куда более сложной задачей – найти подобные примеры среди отечественных авторов.

1). Владимир Набоков – Подвиг.
На мой взгляд, одно из лучших произведений сына известного кадета и убежденного антисоветчика Набокова. По духу оно весьма близко к нашему дискурсу, пусть и формально Набоков избегает соответствующей терминологии.
В основе сюжета – история молодого человека по имени Мартын, наполовину русского, наполовину швейцарца (по отцу). Его семья эмигрирует из большевистской России и фактически становление Мартына проходит в Европе, где и сосредоточено основное действие произведения. Мартын получает блестящее образование в Кембридже, он хорошо воспитан и талантлив, у него открываются замечательные перспективы. Он вполне европейский человек, его будни мало чем отличны от жизни его друзей-ровесников, англичан, сокурсников по университету. Он не подвергает сомнениям основы того благополучного общества, которое формирует европейское сознание. Темы эмиграции, России звучат штрихообразно, как-бы невзначай, ненавязчиво.

Тем не менее, не испытывая проблем с адаптацией в Старом Свете, Мартын озабочен отсутствием риска в своей жизни, необходимой апологией жертвенности и героизма, так остро ощущаемой частью русского образованного класса, в силу известных обстоятельств оказавшегося за рубежом. К чувству неудовлетворенности примешивается чувство неразделенной любви, и со временем Мартын приходит к выводу о необходимости коренных перемен в своей судьбе. Внешне «революция сознания» у него никак не выражена – окружающая стабильность и благополучие убаюкивает близких ему людей, которые не видят принципиальных пертурбаций в сознании юноши. Однако внутренне Мартын уже принял для себя роковое решение – он намеревается отправиться в «экспедицию» в советскую Россию…

Набоков заложил в «Подвиге» несколько зашифрованных месседжей, которые призваны обосновать «героическую» мотивацию главного персонажа. Так, Совдепия в повести лишена какого-либо идентификационного начала. Она воспринимается как зазеркалье, заповедник, откуда не поступает какой-либо информации, интересной среднестатистическому европейцу. Кристаллизация Абсолютного Зла, территория, о которой лучше молчать, чем упоминать. Между тем, персонажи произведения свободно перемещаются из Англии во Францию, из Германии в Латвию, из Швейцарии в США, обсуждают насущные проблемы, политическую жизнь, каръерные перспективы.

Железный занавес над СССР настолько прочен и таинственен, что Мартын на пару со своей подругой – Соней, придумывают своеобразную ролевую игру, где их бывшая родина иносказательно именуется не иначе как Зоорландия (страна зверей). Периодически они делятся новостями о зоорландских буднях – «Ты слышал новый указ? Гусеницам запрещено окукляться» - «Да, а ты в курсе, что врачам приказано все болезни лечить одним способом?» и т.п.

Мифологический аспект прослеживается и в отношениях Мартына с Соней, где ряд рецензентов повести усмотрел очевидные параллели со знаменитым эпосом о Тристане и Изольде. Мартын нарочито благоговеет перед возлюбленной, его ухаживания и переживания сродни рыцарским традициям. Соня, безусловно, его «дама сердца». Однако, она, в итоге отвергает притязания странноватого друга, и Мартын ощущает потребность заполнить нахлынувшую пустоту громким поступком, выбивающимся из общего, неторопливого ритма событий. Он все чаще прислушивается к своей русскости, и со временем приходит к трагическому выводу о необходимости поучаствовать в судьбе вроде бы чужой для него страны. Приходит к выводу, что его потребность совершить Подвиг становится необратимой.

Довольно емко действия Мартына характеризует отец Сони.
«Я никак не могу понять, как молодой человек, довольно далекий от русских вопросов, скорее, знаете ли, иностранной складки, мог оказаться способным на… на подвиг…»
Цели и задачи т.н. «экспедиции» Набоковым не объясняются – есть косвенные намеки на теракт, диверсию, но все друзья и родственники Мартына так и остаются в неведении. Таким образов, уход в Никуда, в полусказочную, холодную Зоорландию-Мордор, фактически превращает из юноши-фантазера - героя-рыцаря, отказавшегося от сытного юридического поприща ради желания «оседлать тигра».

2) Михаил Лермонтов – Герой нашего времени
Печорин – пожалуй, одна из самых спорных и одновременно привлекательных фигур в отечественной литературе. «Лишний человек», не нашедший себя в сложной атмосфере николаевского времени, так и не обретший алгоритм собственного существования.
Безусловно, феномен «печоровщины» не был бы невозможен без понимания исторической обстановки, сложившейся в России в то время. Постдекабристский синдром витал в воздухе, и его обаянием так или иначе заразилось большинство лучших представителей русской аристократии, одним из которых, несомненно, являлся и Печорин. Поскольку крах заговора стал началом жестокой самодержавной реакции, потенциальные декабристы растратили себя в путешествиях, локальных войнах, любовных похождениях.

Печорин, которому не откажешь в очаровании, смелости (порой безрассудной) за отсутствием жизненного стержня, отдается в руки фатума, практически задавливает собственную люциферианскую энергию квазиразвлечениями, тотальным глумом над окружающими и в том числе близкими людьми (включая незадачливого русака Максим Максимыча). Не случайно Лермонтов завершает роман новеллой «Фаталист», по сути, ключевой главой произведения. Печорин доверяется провидению, на ножах играет с судьбой – другие соперники ему уже не интересны.

Приятно вспомнить, что фоном для восприятия романа остается плохо прикрытый расизм Лермонтова, в то время, впрочем, не являвшийся чем-то из ряда вон выходящим. Печорин и окружающие его «белые» люди, безусловно, до мозга костей принадлежат европейской цивилизации – кавказские аборигены именуются «азиатами», «татарами», «черкесами», и, в общем-то, очевидно, что автор не удосуживает себя разобраться в тонкостях их этнической составляющей – азиаты, они и есть азиаты. Дикари.

Грушницкий клянет «проклятого жида», скроившего ему слишком тесный мундир. И, напротив, в отношении доктора Вернера автор подчеркнуто уважителен. Вспоминая о его немецкой фамилии, Лермонтов тут же подчеркивает русское происхождение доктора. И добавляет: «ничего удивительного. Я знал одного Иванова, который был немец». Т.е. смешение русского и немецкого в образованных слоях тогда было обыденным явлением.

Печорин, как любой европеец, падок до экзотики, заводит себе любовницу-черкешенку, периодически облачается в кавказскую одежду, подражает манерам горских наездников. Но при этом смотрит на подобные эксперименты как на очередное развлечение, оставаясь в лоне цивилизации, и не особо считаясь с местными законами и обычаями (эпизод с Бэлой). Показательно как Печорин недовольно морщится, когда речь заходит о возможном путешествии в Европу – настолько она ему известна и предсказуема.

Печорин - персонаж трагический и в чем-то незавершенный. Потенциальный карбонарий, он так и не пробует себя в политике, хотя ходит вокруг да около данной темы (отзвук заговорщицкого авантюризма можно узреть в новелле Тамань). Предтеча «политического» Печорина задумывалась Лермонтовым в так и незавершенном «черноромантическом» романе «Вадим», главный герой которого, оказывается в центре пугачевского восстания. Кроме того, сам Вадим наделяется писателем откровенно люциферианскими чертами – характерна фраза в романе про нищих, которые «уважали в Вадиме демона, но не человека».

3) Николай Лесков – Левша
На другом фланге нашего дискурса находится блестящий рассказ Лескова – «Левша». Произведению повезло – оно имело резонанс в свое время, в советский период был снят великолепный мультфильм и одноименный худ.фильм, тоже, кстати, неплохой. Сюжет всем хорошо известен – царь Николай Первый ищет по стране ювелиров, способных «перещеголять аглицких мастеров», изготовивших уникальную танцующую блоху для его брата, предыдущего императора Александра. Таковые находятся в Туле. Методы, которыми заставляют мастеров исполнить высочайшую прихоть выдержаны в лучших традициях крепостничества – принуждение, тумаки и угрозы.
Умельцы находят выход из головоломки – навешивают на блоху микроскопические подковы. Одного из них в качестве награды для «обмена опытом» отправляют в Англию.

Лесков намеренно использует своеобразный архаичный язык повествования, призванный подчеркнуть отсталость николаевской России, причем, в первую очередь, ее правящего класса. Император, грозный и солдафонистый фанфарон, окружен сворой бесполезных прихлебателей, дворцовых шаркунов, держиморд и вельможных хамов. Светлым пятном в этом бестиарии оказывается отставной казачий атаман Платов, который, кстати, и наталкивает Николая на поиск доморощенных специалистов.

Левша – талантливый представитель русского ремесленного сословия, вышедшего не из вольных каменщиков свободной Европы, а из-под крепостного гнета. Его замечают и ценят, только когда нужно «перещеголять» англичан. Доселе же император пребывает в полной уверенности, что его подданные на технологический успех неспособны.

Здесь и заложена принципиальная разница между двумя системами. Расейский подданный Левша, отправляясь «за море», наблюдает трудовые будни его английских коллег-граждан. Англия предстает вопиющим диссонансом на фоне расеянского зверинца. Перед Левшой предстает полусказочный индустриальный монстр, искушенный в сфере высоких технологий.
«Он смотрел все их производство: и металлические фабрики, и мыльнопильные заводы, и все хозяйственные порядки их ему очень нравились, особенно насчет рабочего содержания. Всякий работник у них постоянно в сытости, одет не в обрывках, а на каждом способный тужурный жилет, обут в толстые щиглеты с железными набалдашниками, чтобы нигде ноги ни на что не напороть; работает не с бойлом, а с обучением и имеет себе понятия».

Но более всего поразило Левшу состояние старого английского оружия.
«А как до старого ружья дойдет, - засунет палец в дуло, поводит по стенкам и вздохнет:
- Это, - говорит, - против нашего не в пример превосходнейше.
Англичане никак не могли отгадать, что такое левша замечает, а он спрашивает:
- Не могу ли, - говорит, - я знать, что наши генералы это когда-нибудь глядели или нет? Ему говорят:
- Которые тут были, те, должно быть, глядели.
- А как, - говорит, - они были: в перчатке или без перчатки?
- Ваши генералы, - говорят, - парадные, они всегда в перчатках ходят; значит, и здесь так были».

«Обмен опытом» одарил Левшу навязчивой, и одновременно профессиональной проблемой – «англичане ружья кирпичом не чистят». Он торопится домой, донести мысль государственного масштаба до государя, но по дороге от тоски напивается до белой горячки с английским полшкипером и попадает в «квартал». Поскольку у Левши не обнаруживается пашпорта или какого-нить другого тугамента, он фактически выпадает из жизни, поскольку в Рашке, как известно, если нет документа - нет и человека. Параллельно, английскому собутыльнику Левши устраивают солевые ванны, массажи и прочие комфортности.

В результате гениальный и в высшей степени профессиональный уникум оказывается брошенным на произвол судьбы и погибает, так и не донеся до императора идею стратегического значения. Трудовой подвиг Левши, безусловно, тождественен военному или гражданскому. Фактически в условиях произведения «подковать блоху» становится тем же самым, что и «оседлать тигра».

Любопытно, что образ Левшы был использован общественным мнением именно как доказательство исключительной одаренности русских. Между тем, суть рассказа - различное отношение к Таланту в России и Европе.

Лесков открыто симпатизирует английскому буржуазному образу жизни, условиям труда и организации трудового процесса. Его возмущает чудовищный разрыв между российским правящим классом и прочими сословиями, причем именно с той ее частью, которая в силу своих профессионального качеств в той же Англии чувствовала бы себя, несомненно, комфортней, чем на родине. Главный бич отечества, по мнению писателя, состоит в огромной бюрократической и барской прослойке, видимо, неотъемлемой частью авторитарного строя. Корень зла – в отвратительном отношении к Человеку, даже если это лучшие представители нации.

Я сосредоточился на трех произведениях, чтобы отобразить различные отражения того явления, которое вписывается в понятие национал-демократии – это, прежде всего, ценность Личности, ее моральных, этических, эстетических и профессиональных качеств. То к чему в нашей стране, к сожалению, государство традиционно относилось пренебрежительно. Здесь рулит не талант, а «тугамент».

В разной степени ростки НД прослеживаются и в других русских литературных примерах – поэзия Серебряного Века (Бальмонт, Гумилев, Белый), ранний Маяковский, Есенин, Шолохов (Тихий Дон) и др.

В следующих частях коснемся кинематографа и западного искусства.

Comments

( 33 комментария — Оставить комментарий )
[info]ex_massell_ wrote:
7 Окт, 2007 16:58 (UTC)
"ранний Маяковский"

Можно подробнее об этом?
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 17:55 (UTC)
период "чистого" футуризма, облако в штанах, стилевая эстетизация "индустриального". Маяковского замечательно "прочитал" Володя Епифанцев в своем одноименным спектакле. По его концепции поэт предстает прям-таки мрачной инфернальной архифашистской глыбой. Кстати, аудио-вариант есть в инете - впечатление не менее сильное. Впрочем, забегаю вперед - Маяковскому хотел посвятить отдельный пост... если руки дойдут...
[info]ex_massell_ wrote:
7 Окт, 2007 18:30 (UTC)
Я сейчас Маяковского сам перечитываю. Епифанцева слышать (и тем более смотреть) не доводилось, но на мой взгляд, все возможности для фашистской интерпретации Маяковского разбиваются о 1 - его гуманизм ("Человек" хотя бы), 2 - интернационализм и отношение к России ("Разбойной ли Азии дух остыл?" - стихотворение "Война объявлена").

Так что нельзя ли поторопиться с отдельным постом про Маяковского? Буду очень ждать.

Кстати: http://zhurnal.lib.ru/m/maslow_i_a/samoubijstwomajakowskogo.shtml
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 18:41 (UTC)
ты все слишком буквально воспринимаешь. "абсолютных" примеров в искусстве не бывает - поэты рефлексивны, их надо воспринимать эстетически, а не формально. Попробуй продекларировать Маяковского - сплошной драйв, энергетика...
а про Азию они все хуйню писали - модно было...
[info]ex_massell_ wrote:
7 Окт, 2007 19:07 (UTC)
Я его постоянно в разговорах цитирую. Уж лет восемь. :)
[info]tritopora wrote:
7 Окт, 2007 17:20 (UTC)
>но и декабристов, возможно эсеров, а также Февраля 17-го года.

Вот об этом я уже никак не меньше двух лет говорю. :-)
Собственно, об этом даже и говорить-то смысла нет - российское государство настолько одинаково и настолько во все времена одиозно, что любой недовольный ipso facto наследует опыт своих предшественников.

Такая своего рода "патриотичная преемственность" куда вереее и продуктивнее, чем заимствование идейных оболочек из совсем других условий. Можно конечно, как говорят садоводы-селекционеры, "районировать" нечто такое, но куда меньше шишек набьётся, если не воротя носу изучать своих.

Особенно, когда вокруг персонажи Салтыкова-Щедрина да Гоголя, а суд всё такой же, Шемякин, как и четыре века назад.

Именно поэтому я внимательно читаю жж-шных "новых красных" - они это вполне поняли весьма давно.
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 17:49 (UTC)
У меня тоже сначала была идея остановиться именно на западных примерах (мы вроде как западники) - но подумал, что сначала логичней будет наши примеры пошерстить...
[info]tritopora wrote:
7 Окт, 2007 18:40 (UTC)
>мы вроде как западники

Я думаю, не совсем правильно и целесообразно это - в гетто идеологической классификации не по разделяемым ценностям, а по милому сердцу отечественных шпионоискателей "геополитическому" признаку, с головой прыгать.

Я думаю, историю отечественной борьбы со скотством и безобразием нам надо заново открывать. Переведя на язык нынешнего маразма - у Некрасова о Путине больше написано, чем у Фолкнера. :-)
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 18:43 (UTC)
ну там ирония заложена, я думал ты поймешь. Окей, в след. раз буду ставить смайл.

канешна. А Гоголь их ваще ВСЕХ описал.
[info]rus_warrior wrote:
7 Окт, 2007 17:32 (UTC)
Отлично!
Развивай тему, и г Голышеву на назлобу и прочие АПН...
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 19:00 (UTC)
Я настроен развивать именно это сообщество. Если посторонние ресурсы проявят заинтересованность - ради бога, но пока меня в сети интересует исключительно ру_нацдем.
[info]rus_warrior wrote:
7 Окт, 2007 19:03 (UTC)
Ну, допустим Голышев сам утащит :-))
А вообще никакой пиар лишним не бывает...
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 19:11 (UTC)
пиар да, но Володя просит (и обоснованно), чтобы право "первой ночи" было у него - для меня же важнее именно логотип нацдема.
[info]rus_warrior wrote:
7 Окт, 2007 19:20 (UTC)
Кстати про лого, а нет ли какого кретивного рисовальщика?!!
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 19:23 (UTC)
надо подумать. Есть идеи?
[info]rus_warrior wrote:
7 Окт, 2007 19:29 (UTC)
Ну, в выдвинутом дискурсе визуальные образцы не менее важны,
и желательно к привязке на "сегодня"...
Идеи, кхм, не сегодня :-))
[info]ilya_lazarenko wrote:
7 Окт, 2007 18:40 (UTC)
Да, вектор верный. Сюда ещё А.К.Толстого надобно присовокупить, хотя и немного в другом ключе.
[info]fenrir93 wrote:
7 Окт, 2007 18:47 (UTC)
Князь Серебряный? забыл про него:(
[info]ex_massell_ wrote:
7 Окт, 2007 19:08 (UTC)
Стихи про варягов еще.
[info]evgminin wrote:
7 Окт, 2007 19:55 (UTC)
Отличный текст!
[info]sten wrote:
8 Окт, 2007 02:34 (UTC)
А у меня, как у технаря, да еще и британского шпиона, лесковский Левша всегда вызывал желание сравнивать не разные "уклады" - это и так очевидно, сколько недоумение по поводу способа доказательства русскими своей технической крутости. Судя по всему этот как с Анной Карениной, в которой никто почему-то не видит злобную и завистливую бабу, а замечают исключительно "романтический образ" наперекор всему тексту Толстого. Даже в школе, насколько я понял, рассказывают про Каренину в восторженных тонах, мол она жертва... и никто в тексте не видит, как она ломает ради удовольствия всем жизни, под конец хлещет опиум и кидается под поезд ,когда до нее доходит, что она уже абсолютно всех знакомых достала до печенок, и все ее ненавидят.

Суть ведь не в различии подходов к специалисту. Лесков намного тоньше и хитрее. Ведь по сути при всем техническом совершенстве команда Левши ИСПОРТИЛА блоху. Это был тончайший механизм, куда как более сложный, чем примитивная подкова с гвоздиками, пусть и сделанная без микроскопа. И этот механизм тупо обездвижили, присобачивши совершенно непросчитанные подковы. Мол, русские умеют, да думать не хотят. И вечно получается "хотели как лучше..."

В этом суть, которую опять же сами русские не замечают. Какая-то слепота на весьма характериные собственые черты. Хотя этим все страдают.
[info]fenrir93 wrote:
8 Окт, 2007 05:19 (UTC)
интересная версия
[info]sten wrote:
8 Окт, 2007 05:50 (UTC)
Это далеко не версия. почему-то сами русские считают русских же колассиков некими примитивными бумагомарателями, у которых что в башке, то и на языке.

А то читающий в то время народ не видел разницы между российским и европейским чиновничеством... Кто даже не ездил в Европу (а своим долгом скататься считали даже низшие чины табели о рангах), то уж хоть мог сравниватьлитературу гуманистического толка, начиная от даже самого елейного Диккенса. И еще одна писулька про то "как хорошо у них,и какие козлы мы" могла вызвать интерес разве что у узких кружков "театральной интеллигенции". Равно как и сейчас демшизовые идеи вызывают рвотный рефлекс даже у гламурной богемы.

Лескову не нужно было скрывать очевидное, тем более что графоманов, пишущих о тяжком житие люда, принужденного идти на поклон к чиновнику, было море. И цензура это не резала.

А вот жесткий госзаказ на пропихивание в народ мысли, что "мы не хуже европей" был дан. Цензура нещадно резала любое сравнение технической и экономической мощи России и европейских стран. То, что русские без мелкоскопа на глазок делают микродетали и вообще кавайные покемоны, и так всем было известно. Да и сейчас никто не стесняется анекдотов про две детальки. но вот кидатьтень на безнадежно осталую ГОСУДАРСТВЕННУЮ СИСТЕМУ нельзя было. Тогда тоже была куча прожектов проде "нанотехнологического прорыва". Нихрена не изменилось.

Тем Лесков и хорош. Тот же совершенно "лишний" эпизод про английского шкипера как раз и вставлен, чтобы замаскировать сравнение государственной системы, когда наемный работник имеет почти профсоюзную защиту и страховку, а русский вылетает в трубу, потому что он просто быдло и крепостной. Но какой , простите, смысл размусоливать очевидное сравнение между свободным с 1200 года британца с крепостным русским, который не смог освободиться аж до 1861, да и то с позволения батюшки-царя?

А фишка в начале и в середине. В сравнении того ,как англичане относились к Левше и предлагали ему УЧИТЬСЯ. А Платонов просто тпо взял нагайку и пошел требовать результат. Вот и сравнение систем.
[info]ussrgrenadier wrote:
8 Окт, 2007 05:29 (UTC)
Просто замечательно! Особенно про Левшу - настолько неожиданное освещение старой повести!
Интересно бы с этой позиции рассмотреть "Тихий Дон". Буду рад, если это произойдёт.
[info]fenrir93 wrote:
8 Окт, 2007 08:37 (UTC)
А с ТД все просто. Это классический образчик нацдема - персонаж Мелехова мечтает о казачьей вольнице - ему не нравятся ни белые, ни красные, а именно казачьи исконные традиции, основанные на типичном национал(казаки известные шовинисты) - демократическом(казачьи Круги и т.п.) фундаменте. не случайно на фоне мелехова выступают два казачьих антипода, наиболее отрицательные герои романа - красный Кошевой и беляк Коршунов. Отголосок "сепаратистской" темы, но уже приглушенно, звучит кстати и в Поднятой целине.
[info]ussrgrenadier wrote:
8 Окт, 2007 14:02 (UTC)
>а именно казачьи исконные традиции
Вот в этом моменте не соглашусь - Мелехов именно современен, он с Аксиньей идёт именно наперекор традициям и "укладу".
[info]fenrir93 wrote:
8 Окт, 2007 17:23 (UTC)
Но в итоге он все равно возвращается к "истокам":) Метания Гришки между женщинами сродни его политическим метаниям. но в итоге он все равно возвращается домой:)
[info]rutopist wrote:
8 Окт, 2007 06:43 (UTC)
Исторический "пантеон" конечно интересен... Но, на мой взгляд, гораздо важнее НД-тенденции в современной культуре. "Метронацизм" (судя по названию) - это тоже отсылка к истории. =) А вот ингерманландские "Электропартизаны" или техно на сибирском языке - это уже нечто новое...
[info]fenrir93 wrote:
8 Окт, 2007 08:31 (UTC)
Согласен, что важнее именно эстетическая составляющая, во многом основанная на современных примерах. Просто это предмет для отдельного поста. Можбыть я, а можбыть и кто-то другой (хотя бы и ты) что-нить на эту тему представят.
[info]ex_adsky40rt124 wrote:
8 Окт, 2007 10:52 (UTC)
лучше современная литература.
а "герой" Лермонтова невероятно скучный, особенно после "севастопольских рассказов";
кстати, а почему не Гоголь (что не текст - шедевр; Тарас Бульба тот же).

имхо, западные гораздо лучше.
не могу из школьной программы вспомнить ничего достойного, кроме Гоголя и Шолохова.
еще Островский - хоть и совок, роман "Как закалялась сталь" отлично написан, учит правильным вещам.
а вот западные очень хорошо влияют - Киплинг, Данте, Шекспир, Жюль Верн, Конан Дойл...
[info]fenrir93 wrote:
8 Окт, 2007 11:08 (UTC)
\\\лучше современная литература.

что именно? Тарас Бульба да, но на мой вкус слишком пафосная вещь...
[info]ex_adsky40rt124 wrote:
8 Окт, 2007 14:50 (UTC)
совсем современная..
типа Прилепина, Лимонова,
Нестеров хорошую книжку написал,
и т.д.
[info]ex_ex_tomil wrote:
1 Ноя, 2007 00:12 (UTC)
у Нестерова жести много.
и мата
( 33 комментария — Оставить комментарий )

О сообществе

[info]ru_nazdem
Национал-демократия в России
http://nazdem.info
Национал-Демократический Альянс

Текущий месяц

Июнь 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner