?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Другие русские




Дневник Каннского кинофестиваля: «второй наш» фильм – лента «Счастье мое» белорусско-русско-украинско-немецкого режиссера Сергея Лозницы – оказался радикальнее, актуальнее, правдивее и безнадежнее «Груза 200», не оставляя и намека на выход из заколдованного лабиринта под названием Россия.

Всему миру известно, что нашу страну в Каннах представляет самый русский фильм самого русского режиссера – «Утомленные солнцем-2» Никиты Михалкова. Однако есть в конкурсе и еще один фильм, сделанный русским режиссером – «Счастье мое» Сергея Лозницы. Возможно, его шансы на победу больше. Все зависит от двух факторов. Первый – возьмет ли жюри ориентир на проверенные авторитеты или захочет открыть новое имя (более ярких открытий в конкурсе не предвидится, Лозница – единственный дебютант). Второй – не испугается ли жюри той «черной дыры», которой по ходу просмотра оказывается и сам фильм, и та страна, о которой он рассказывает. Наша страна.

Чернуха? О, да. Вы не представляете себе, насколько черная.

Дело не в натурализме и не в дотошности режиссера, на протяжении многих лет изучавшего современную русскую провинцию и показавшего ее с невиданной скрупулезностью: недаром Лозница – документалист, причем из числа самых известных (у нас, кажется, выходила только смонтированная из военной хроники «Блокада»). Дело в бескомпромиссности автора, не оставляющего никакого намека на катарсис, никакого – даже условного – выхода из заколдованного лабиринта под названием Россия.

Нет сомнений: уже в сегодняшних газетах «Счастье мое» назовут антирусским фильмом – и ярлык к нему прилипнет

Тем более что финансировали картину украинцы и немцы (да и снимался фильм на Украине, в Сумской и Черниговской областях), а сам Лозница, уроженец Белоруссии, учившийся в Москве и Киеве, а работавший в Санкт-Петербурге, давно живет в Германии. Итак, антирусская чернуха. Пожалуй. Такая же, как «Мертвые души», «Господа Головлевы» или «Котлован».

Или как «Груз 200», хотя «Счастье мое» радикальнее, актуальнее, правдивее и поэтому безнадежнее, чем гротескная кинофреска Балабанова.
Герой фильма Лозницы – дальнобойщик Георгий (артист минского ТЮЗа Виктор Немец), который теряется на бескрайних просторах своей родины в безуспешных попытках доставить по назначению несколько мешков муки. Первая половина картины – road-movie: Георгий встречает двух бандитоватых гибэдэдэшников, мрачного ветерана войны, малолетнюю проститутку, а потом сбивается с дороги в лесу, где его оглушают поленом по башке трое бродяг. Начинается вторая часть: длинная, муторная, очень страшная.

Георгий забыл имя и фамилию, превратился в овощ.

Его приютила цыганка, и теперь торгует на базаре мукой, которую он вез. Его не стало, он исчез. Пропал без вести, как миллионы других людей, проглоченных несообразно огромным пространством нашей страны.

Поскольку Лозница соперничает в конкурсе с Михалковым, сравнения неизбежны. Масштаб и размах не единственный критерий для сопоставления (у Лозницы картина минималистская, скупая и скромная, как современное румынское кино: недаром снимал его оператор «Смерти господина Лазареску» и «4 месяцев, 3 недель и 2 дней» Олег Муту, а видный румынский артист Влад Иванов сыграл роль майора из Москвы). Михалков рассказал в «Предстоянии» о том, как в критических обстоятельствах русский человек становится сильнее, отважнее и набожнее, – Лозница о том, что в самых обычных житейских условиях русский человек русскому человеку не то что волк, а ядовитая змея.

Михалков хотел, чтобы благополучный современный зритель вспомнил (благодаря его фильму) об ужасах войны и почувствовал, как счастлив. Лозница добивался обратного.

Вынесенное в заголовок «счастье» – чистый мираж, а война, по его концепции, так и не закончилась. Как в анекдотах: мы все поезда под откос пускаем, и, что ни соберем из запчастей, непременно получится автомат Калашникова. Сцены из военной жизни органично сосуществуют с современными эпизодами; скачок во времени незаметен. Любое время в России съедается пространством.

В первых кадрах фильма человека закатывают в бетон. Кто он (может, герой, а может, и нет), мы не узнаем. Во-первых, потому, что в бетон в России могут закатать кого угодно.

Во-вторых, потому что любая индивидуальность исчезает, а личность стирается, стоит отъехать километров на сто от МКАДа.

Старик-ветеран рассказывает Георгию историю о том, как у него проверяли документы в 1946-м году – и с тех пор он стал безымянным. Дальнобойщик намека не понимает. Он ведет себя как чужак, как «больно умный», как тот, кому «больше всех надо». Разговаривает вежливо, не матерится, пытается заплатить проститутке за услуги, которыми не воспользовался. От водки отказывается. За это и получает по голове так, что забывает о пункте отправления и пункте назначения.

Фильм Лозницы полон чудовищных, моментально узнаваемых русских лиц, с пустыми глазами, шрамами и морщинами, бородами и бородавками, за которыми теряются черты. Отрастив бороду и надев ушанку, дальнобойщик перестает быть Георгием. Теперь он частичка искони русского космоса, где мертвые с косами вдоль дорог стоят, а по дорогам вечно колесит машина с «грузом 200» на заднем сидении.

Тут нет социального или, боже упаси, политического комментария. Речь о константах.

Например, о стародавнем законе «не верь, не бойся, не проси». Другой дальнобойщик добавляет к лагерной триаде новую, еще более важную по нашим дням заповедь: не лезь. А полез, так получай.

В финале фильма получает не предполагаемо-невинный водитель, а один из «оборотней в погонах». Два мента избивают третьего – просто потому, что тот выше званием и из Москвы, а их больше, и они сильнее. В этом замкнутом круге насилия надежд на какое-либо спасение нет. Этим «Счастье мое» и отличается от «Юрьева дня» Кирилла Серебренникова, где такая же заблудившаяся в провинции героиня могла по меньшей мере пойти уборщицей в больницу для туберкулезников или присоединиться к церковному хору.

Здесь же путь один – обратно, в сердце тьмы.

На предсказуемые возражения по поводу того, что не все представители дорожной милиции норовят избить или изнасиловать водителей остановленных машин, можно ответить лишь одно: Лозница – документалист, но его неигровые фильмы остались в прошлом. «Счастье мое» – придуманная история.

Чистая метафора, причем доходчивая.

Если же вам кажется, что Россия – совсем другая страна, то вспомните предостережение проститутки из фильма: не надо ехать в объезд, там места нехорошие, проклятые. Считайте все увиденное сказкой, вроде «Страшной мести» или «Вия» того же Гоголя. Отвернитесь и зажмурьтесь покрепче, когда Вий попросит поднять ему веки. И будет вам счастье.

http://www.gazeta.ru/culture/2010/05/19/a_3370110.shtml

Comments

( 21 комментарий — Оставить комментарий )
roman_n
19 май, 2010 10:21 (UTC)
Поправка: Лозница себя русским не считает.
landser1983
19 май, 2010 10:25 (UTC)
это что-то меняет?
не удивлен, что именно ты "первыйнах". прямо мониторинг. хе-хе.
roman_n
19 май, 2010 10:41 (UTC)
Re: это что-то меняет?
Я мониторю это сообщество.
skorohvat
20 май, 2010 16:22 (UTC)
Re: это что-то меняет?
Служба у него такая, хуле.
attempt3
19 май, 2010 10:40 (UTC)
Какое же искусство без катарсиса? Зачем оно тогда нужно? Чтобы всех вогнать в тоску и спровоцировать суициды по стране? Не люблю такие фильмы. Режиссер видно не понял, чем документальное кино отличается от художественного. Он сделал выдуманную историю в документально-разоблачительном стиле.
fenrir93
19 май, 2010 11:04 (UTC)
А к Михалкову вы как относитесь?
attempt3
19 май, 2010 16:57 (UTC)
Отрицательно. )

Но он сам по себе герой эпохи. Олицетворение определенного сословия. Тут нужен Грибоедов, чтобы его увековечить. Михалков - классический персонаж. Мы по нем отсчитываем историю нашей страны. Кризис Михалкова - это кризис определенного образа мысли и поведения. Быть холуем уже невыгодно. Быть барином уже нерентабельно. УС-2 провалился. А значит намного сложнее будет получить бюджет на следующий проект. И пузырь будет сдуваться.
ex_b_u_d_y_
20 май, 2010 06:51 (UTC)
>>>УС-2 провалился.

в плане посещения зрителями? мне вот 2 чела из сибири (иркутск, красноярск), причем не знакомые друг с другом, говорили что у них всю школоту поголовно гнали на это говно. не, нас в совке тоже гнали на разные "душеполезные фильмы", но _бесплатно_. ибо пропогандо. а тут все за родительское бабло. времена меняются. так, что не удивлюсь, если скоро мухалко заявит что его фильм особенно понравился детям которыми были забиты все залы )))

да и какое сословие олицетворяет М? ну придворный режиссер. как бондарчук при брежневе или пырьев при сталине. только охуевший от переизбытка бабла.
landser1983
20 май, 2010 09:34 (UTC)
охуевший ото всего
я бы сказал.
attempt3
20 май, 2010 13:10 (UTC)
Чем больше школьников будут загонять на фильм Михалкова, тем хуже для его имиджа, а также имиджа власти. Все равно эти деньги уже не отобьют кассу. Фильм в убытке. Даже в совке фильмы окупались.
А сейчас у нас на дворе - рыночная экономика - раз, экономический кризис - два. Недовольство общества - три, недовольство киношников, которым не достался бюджет - четыре.
В итоге, если Путин и компани дадут Михалкову еще денюжек, то автоматически они сделают себя объектом ожесточенной критики...
Что будет очень даже хорошо. ) Но они не дадут.

Михалков не придворный режиссер. Он просто подлиза с чисто меркантильным интересом. Он специфичный российский бизнесмен. Этот бизнес занимается тем, что присасывается к госбюджету через личные связи. Это особый род людей, которые могут везде пролезть и везде стать своими. Какой-нибудь Билл Гейтц не смог бы работать в России. )

Сословие к которому принадлежит Михалков чисто условное. Оно наделено определенными чертами, которые еще предстоит сформулировать. Ну это как Плюшкины, Чичиковы, Обломовы, Печорины.
А есть Михалковы. Это не просто барин. Это ловкач. Это не просто ловкач, но и жестокий, беспощадный типчик. Всем известно, чем кончилось кидание в него яиц. Фамилия Михалков может стать нарицательной. Хотя это не персонаж, а реальный человек.
Михалков одновременно чиновник, бизнесмен, представитель искусства, каким-то боком дворянин, представитель династии и много чего еще. О нем можно писать большие диссертации по ряду наук. Мне даже трудно о нем мало сказать. Все же попытаюсь остановиться. )
marmo_warrior
20 май, 2010 15:31 (UTC)
Нормальные люди михалковых-бондарчуков не смотрят, это я вам авторитетно заявляю.
attempt3
20 май, 2010 19:25 (UTC)
Нормальные люди платят налоги, за счет которых финансируются ненормальные фильмы для ненормальных людей. Поэтому все эти фильмы нас касаются и должны вызывать роптания. ))
marmo_warrior
20 май, 2010 15:30 (UTC)
Правильно пишете, Михаил.
fenrir93
19 май, 2010 11:05 (UTC)
Ну да, европейское кино в своей массе все такое - "правда жизни" и т.п.

klerkkk
19 май, 2010 12:18 (UTC)
"Однако есть в конкурсе и еще один фильм, сделанный русским режиссером – «Счастье мое» Сергея Лозницы"

Какой он нах русский. Он бульбаш.

"Финансировали картину украинцы и немцы (да и снимался фильм на Украине, в Сумской и Черниговской областях)"

Конъюктурщик этот Лозница. Родился в Белоруссии, живет в Германии, фильмы снимает в Украине.

Р.S. Кстати самые "правдивые" фильмы про североамериканских индейцев и ковбоев в советское время снимали на студии ДЭФА (ГДР) с югославом Митичем в главной роли.
ex_maximuss
20 май, 2010 11:19 (UTC)
во во, бульбаш, нам великороссам не земляк!
marmo_warrior
20 май, 2010 15:35 (UTC)
Вы ненавидите беларусов (нормальных, не лукашенок)?

И в чём состоит его "конъюнктура" - в правдивости взгляда на СНГовскую действительность? Вам больше по нраву приглаженные а-ля Голливуд "блокбастеры", которых как пирожки пекут в сегодняшней Эрефии?
ex_geroiroa
19 май, 2010 16:16 (UTC)
рецензия как минимум заинтриговала
landser1983
19 май, 2010 20:09 (UTC)
боюсь, что открытого просмотра не будет.
но если фильм будет того стоить - обязательно включим его в наши кино показы.
marmo_warrior
20 май, 2010 15:33 (UTC)
Такие фильмы надо покупать на DVD-дисках к себе в домашние коллекции.
rusnazi8814
22 май, 2010 08:21 (UTC)
Добротно сделанный фильма про Рашку.
( 21 комментарий — Оставить комментарий )

О сообществе

ru_nazdem
Национал-демократия в России
http://nazdem.info
Национал-Демократический Альянс

Текущий месяц

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
Разработано LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner